Факторы успеха: презентация и социальные контакты

Как эффективно презентовать проект инвесторам и наладить социальные связи?

Если смысл все-таки есть, то нужно подготовиться. При подготовке выступления следует четко выстраивать так называемый mind map или карту мыслей, чтобы все получилось логично, четко. Каждая мысль должна плавно перетекать в следующую, иметь свое время. Отрепетируйте свою речь: 20 раз перед зеркалом – это минимум, и это не шутка. Если вы рассказываете какую-то вещь аудитории первый раз, то волей-неволей входите в какую-то роль, причем, это вхождение может сопровождаться заиканием, трясущимися руками и т.д. Репетиция – лучшее лекарство. Вначале прочтите речь по бумажке, а потом переходите на монолог, держа в голове карту мыслей.

Лишь после этого можно перейти к составлению презентации в Power Point. Каких ошибок следует избегать в них? Во-первых, не используйте затертые графические элементы с того же flicker-a, сделайте картинки сами – это производит большее впечатление на инвесторов и слушателей вообще, чем скачанные из Интернета. Существует очень хороший ресурс – slideshare.com, возьмите себе за привычку заходить туда каждый вечер в течение недели и просматривать презентации, которые там выкладываются. Таким образом, можно научиться многому.

Наконец, все готово – и вы, и ваша презентация. Вы стоите перед инвесторами и представляете свой проект. Вроде все есть? Но не чувствуется отклик. Почему так? Потому что вы не работаете с залом, каждый способен построить бизнес-план, но не каждый способен мастерски играть с залом. Не забывайте шутить, улыбаться. Четко интонационно расставьте акценты на тех или иных проблемах. И если есть такая возможность, то принесите прототип или образец вашего продукта с собой. Это вселяет в инвесторов большее доверие.

И не забывайте слова Джона Форда: «Вы можете говорить хорошо, если ваш язык сумеет донести сообщение из вашего сердца».


Networking, или связи решают многое

Вы начинающий стартапер, вам нужно обзавестись как можно большим количеством контактов инвесторов, конкурентов, клиентов и т.д. Зачем, вы спросите? Да затем, что 70% стартапов в США инвестируются по рекомендации, наивно полагать, что в России иная ситуация.

Вы должны сами пробиваться на разные мероприятия, конференции, мастер-классы, не только ради того, чтобы учиться, а чтобы получить нужные связи. Не стесняйтесь заводить их. Нет ничего стыдного в том, чтобы подойти к человеку и сказать: «Вы мне приглянулись, обменяемся визитками!» При общении с любым собеседником никогда не теряйте лицо, будьте уверены. У вас должна быть заточка: кто вы, откуда, чем занимаетесь и что создаете.

Очень часто участие или просто вход на некоторые конференции платный, причем стоит десятки тысяч рублей. Зачем тратить лишние деньги, если можно получить контакты участников бесплатно? Организаторы конференции, как правило, вывешивают контакты участников на своих сайтов – не стесняйтесь их использовать. Это ваши будущие инвесторы, клиенты и партнеры. Но, конечно, предпочтительнее личные знакомства и контакты.

У любого предпринимателя networking должен стать смыслом жизни. С каждого мероприятия по 8 – 10 контактов минимум, но без фанатизма. Не нужно быть конференцоголиком.

Не забывайте, что просто придти и добавить в Facebook человека, мало. Нужно напомнить ему о себе в течение двух суток с момента мероприятия. Тем самым закладывается уровень доверия. И если уж добавили в Facebook, то поздравляйте с днем рожденья, переездом и т.д. Это расширяет персональный уровень доверия.

Старайтесь делать так, чтобы вас рекомендовали. Это поможет выйти на нужных инвесторов. Выйти на человека, который заявляет, что он инвестор – еще полдела. Нужно быть внимательным и полагаться на интуицию и личный опыт. Вашу идею могут попросту украсть.

И наконец, лучший способ защитить вашу идею – это ее реализовать.


Записал Павел Соколов