О факторинге

Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий производителям и оптовым поставщикам предоставлять своим покупателям отсрочку платежа. Использование факторинга позволяет не просто увеличивать обороты, но и расширять клиентскую базу, выходить на новые рынки и увеличивать рыночную долю.

Факторинг как услуга включает в себя финансирование под уступку дебиторской задолженности, проверку покупателей (риск-менеджмент), контроль над дебиторской задолженностью, возникающей при сделках с отсрочкой платежа и работу с покупателями по улучшению их платежной дисциплины.

Упрощенно в проведении факторинговых операций участвуют три действующих лица: Клиент, Фактор, Дебитор. Схема их сотрудничества выглядит следующим образом:

1. Клиент и Фактор заключают договор факторинга.

2. Фактор оценивает поставщика и дебиторов клиента, задолженность которых планируется к передаче от Клиента - Фактору. Результатом оценки является лимит, установленный на дебиторов и/или клиента.

3. Клиент, Дебитор, Фактор подписывают Уведомление о переуступке прав денежного требования.

4. Клиент отгружает продукцию Дебиторам, одобренным Фактором.

5. Клиент передает комплект отгрузочных документов (счет-фактура, накладная) Фактору.

6. Фактор переводит до 100% от суммы переданной поставки Клиенту на расчетный счет.

7. По истечении отсрочки платежа, при непосредственном участии Фактора в управлении дебиторской задолженностью Клиента, Дебитор расплачивается с Фактором.

8. Фактор переводит оставшиеся денежные средства Клиенту за минусом суммы финансирования

9. В зависимости от Фактора, комиссия за оказанные услуги может вычитаться из оставшихся денежных средств или выставляться отдельным счетом.

10. В случае если Дебитор не оплачивает поставку, Фактор ведет работу с Дебитором по взысканию долга.


Виды факторинга

Факторинговые операции классифицируются по многим параметрам, основные:

  • по наличию регресса:
  • - регрессный факторинг. Фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту.

    - безрегрессный факторинг — фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки (правда в рамках выплаченного финансирования клиенту). По сути, это означает полный переход права собственности на право требования клиента к должнику.

  • по месту проведения – внутренний (все участники отношений резиденты одной страны) и международный (участники отношений резиденты двух разных стран);
  • по наличию финансирования – с финансированием, без финансирования;
  • по порядку финансирования – финансирование в момент уступки, финансирование к определенной дате, финансирование в первый день просрочки, финансирование по определенному графику;
  • по наличию уведомления дебитора – открытый (с уведомлением дебитора) и закрытый (без уведомления дебитора);
  • по наличию денежного требования на момент подписания договора о факторинге- реальный (требование уже возникло) и консенсуальный (требование возникнет в будущем).
  • по порядку уплаты комиссии – обычный (комиссию оплачивает Поставщик) , реверсивный (комиссию оплачивает Дебитор).

Какие преимущества дает факторинг

Преимущества факторинга можно разделить на маректинговые и финансовые/управленческие преимущества:

  • К маркетинговым бонусам относится возможность привлекать новых клиентов, увеличивать объемы отгрузки, расширять географию поставок и увеличивать ассортиментный ряд.
  • К финансовым и управленческим преимуществам относятся возможность заниматься продажами и не тратить время на финансовые вопросы, покрывать кассовые разрывы, контролировать финансовые потоки, улучшать платежную дисциплину покупателей и упорядочивать документооборот внутри компании.

Чем факторинг отличается от кредита и овердрафта


1. С факторингом средства доступнее:

  • при факторинге не нужен залог. Нет привязки к оборотам по расчетному счету;
  • решение о сотрудничестве принимается быстрее;
  • выше лимит финансирования и ограничен только объемом отгрузок.

2. Факторинг позволяет бизнесу расти:

  • отсрочка платежа позволяет удерживать старых клиентов и привлекать новых. Банковский кредит многоцелевой и менее сфокусирован на конкретных задачах производителей и оптовых поставщиков;
  • полученные средства находятся в обороте и приносят новые продажи. При кредите или овердрафте полученные деньги могут обесцениваться на банковском счете;
  • лимит финансирования увеличивается вместе с ростом объемов продаж. Сумма кредита или овердрафта фиксирована;
  • клиент платит за привлеченные средства, когда они ему нужны.

3. Факторинг дает больше выбора:

  • при факторинге часто можно обслуживаться в удобном банке и нет необходимости переводить средства на расчетный счет в конкретном банке;
  • можно пользоваться одновременно и факторингом, и кредитными продуктами банков;
  • риск-менеджмент лежит на факториговой компании.

4. Факторинг улучшает баланс компании:

  • факторинг позволяет показывать увеличение выручки и прибыли, не уменьшает чистую стоимость компании. Кредит или овердрафт отражается в пассивах и уменьшает чистую стоимость компании;
  • комиссия за факторинговое обслуживание полностью относится на себестоимость, тем самым уменьшается налогооблагаемая база.

При подготовке материала использована информация ЗАО «Русская Факторинговая Компания» и www.SmartFactor.ru
Темпы роста потребительского кредитования в России рекордно упали за последние пять лет. Такие данные приводит Центробанк в свежем обзоре банковского сектора. По информации регулятора, годовой прирост объема выданных займов на 1 мая составил всего 3,9%. Вице-президент "Опоры России" Павел Сигал обсудил тему с ведущей"Коммерсантъ FM" Светланой Токаревой.
Недавно был опубликован очередной "Индекс ОПОРЫ RSBI", или, проще говоря, самочувствия малого и среднего бизнеса. Согласно документу, во втором квартале 2015 года субъекты МСБ продолжают ощущать депрессию, хотя и не такую сильную, как в первом. О том, что сейчас беспокоит представителей малого предпринимательства, "РГБ" рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Калинин.
Источник "Российская газета"

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Виктор Степанов объясняет, почему механизмы поддержки мсп нуждаются в доработке. "В системе мер господдержки малого и среднего бизнеса (МСБ) особое место занимает рынок товаров, работ, услуг, в рамках которого государство выступает крупнейшим покупателем продукции. Годовой объем рынка государственных и муниципальных закупок составляет более 6 трлн руб".

Источник Российская газета