В бизнесе пришло «время женщин»


Несколько десятков лет назад женщина в бизнесе на руководящем посту была явлением, скорее, исключительным. Сегодня все чаще на тот или иной пост осознанно выбирают женщину, понимая, что необходимыми для данной должности компетенциями скорее будет обладать именно женщина.

Торговля, связи и туризм

Согласно ежегодному исследованию специалистов PriceWaterhouseCoopers и Ассоциации менеджеров, за последние годы отмечается увеличение доли женщин на руководящих постах. Традиционно высокой остается доля женщин на таких постах как главный бухгалтер (91%), директор по персоналу (65%), финансовый директор (49%). За последний год доля женщин-гендиректоров компаний выросла на 4%, президентов — на 3% и председателей совета директоров — на 5%. В 2011 году продолжилась тенденция увеличения доли женщин, назначенных на руководящие посты, по сравнению с долей покинувших компанию (38% против 27%).

Больше всего женщин на руководящих постах насчитывается в сфере торговли. На втором месте - компании связи и телекоммуникаций и сектора «туризм, гостиничный бизнес, общественное питание».

Очевидно, что российские бизнесвумен составляют более многочисленную категорию руководителей, в отличие от своих зарубежных коллег. Между тем, этот показатель касается, прежде всего, крупных компаний, а исследования учитывают количество женщин на руководящих должностях разного уровня – от руководителя отдела до генерального директора. Получается, что результатами большинства исследований становится «средняя температура по больнице».

По мнению исполнительного директора Некоммерческого партнерства «Комитет 20», объединяющего российских бизнесвумен, Елены Федяшиной, эта цифра окажется намного меньше, если говорить о высшем уровне руководства крупных и средних компаний. Вместе с тем большую сложность составляет выяснить, какую долю руководящих мест занимают женщины в малом бизнесе.


Семья и карьера несовместимы?

В современном обществе барьеры к построению карьеры женщины по-прежнему существуют. Причем, препятствия носят как внешний, так и внутренний характер. К таким результатам привело исследование «Карьера в России: как добраться до вершины?», проведенное «Комитетом 20». Участники исследования (руководители и топ-менеджеры из 11 регионов России) среди внешних, не зависящих от женщины факторов, мешающих ей сделать карьеру, называют следующие ключевые барьеры: близкое окружение/семья, способные подавить стремление женщины строить карьеру (54%); существующие негативные стереотипы в отношении женщины-руководителя (53%).

Кроме этого, Елена Федяшина уверена, что современная бизнес-среда в большей степени ориентирована на мужчин. На продвижение женщин по карьерной лестнице в значительной степени влияет сложность участия в переговорах, которые проходят в неформальной обстановке. Формат таких встреч подразумевает участие в «чисто мужских мероприятиях», которые не всегда комфортны для женщин: «У нас в России этакое «мускулистое» общество. С точки зрения выстраиваемых отношений и бизнес-контактов у нас много мужских мероприятий, которые позволяют социализироваться мужчинам-руководителям, но форматов, которые позволяют социализироваться женщинам-руководителям, нет», - уверена участница исследования, заместитель генерального директора крупной российской энергетической компании. С этой точкой зрения согласны 35% респондентов.

В качестве внутренних барьеров участники исследования называют: убежденность самих женщин, что их удел – это семья, тогда как работа вторична (42%); совершение «отхода назад» в карьере (декретный отпуск) (40%); недооценка женщинами своего лидерского потенциала (40%).

Все еще сильны в обществе гендерные стереотипы, уверена Елена Федяшина. Например, 45% респондентов согласны с тем, что для женщины карьера и полноценная семейная жизнь несовместимы. 31% опрошенных поддерживают идею, что мужчина-начальник – явление естественное, а женщина-руководитель – скорее исключение из правил.

Свыше половины опрошенных (60%) согласны с тем, что в управлении компанией обязательно должны принимать участие женщины. Этот тезис чаще разделяют в Москве (71%), чем в регионах (49%). Однако с утверждением согласны в основном женщины (74%), а не мужчины (38%).


Прогнутся под женской гибкостью

Сами бизнесвумен не сомневаются, что даже «заточенная» под мужчин бизнес-среда и общественные стереотипы отступают перед женской мудростью и гибкостью. Елена Иванова, учредитель и главный редактор журнала «Дирижабль – журнал в хорошем стиле», директор саратовского рекламного агентства, уверена, что такой сферы деятельности, где женщина не могла бы себя реализовать, просто не существует: «Женщины руководят рекламными агентствами, юридическими, строительными, торговыми, производственными компаниями. Женщины более дипломатичны, стрессоустойчивы, и там, где мужчина может ударить по столу кулаком и провалить сделку, бизнесвумен вполне способна добиться ее завершения».

При этом степень ответственности женщины ничуть не уступает мужской, говорит Елена. Никакого снисхождения от общества бизнесвумен и не ждут: «У тебя нет возможности свалить провал на кого-то другого. Тебе нужно двигаться вперед, невзирая на кризисы, конкурентов, капризы клиентов или собственных сотрудников. Если работая на кого-то, ты отвечала только за свой участок работы, теперь ты отвечаешь за конечный результат всего дела».

Чтобы работать было комфортнее, приходится меняться, подстраиваясь под правила делового мира, говорят бизнесвумен. При этом, для достижения максимального успеха, необходимо научиться создавать «свою» среду, которая будет функционировать по твоим правилам.


Квотированные дамы

Как показывает исследование экономического издания Handelsblatt, фирмы, где в руководстве есть женщины, являются более прибыльными. С целью увеличения числа женщин в руководстве компаний Европейский союз планирует установить общеевропейские квоты, которые определят, сколько женщин должно быть в руководстве крупных компаний.

Доля женщин в руководстве крупными предприятиями по Европе разная. Так, в Финляндии установлена квота в 40%, такая же квота действует и в Норвегии, которая не входит в Евросоюз. Во Франции решено довести долю женщин в управлении до 40% к 2016 году, в Голландии планируется установить квоту в 30%. В Германии идет дискуссия о том, какую квоту следует установить – 20, 30 или 40%, или обязать сами предприятия устанавливать для себя квоты и придерживаться их.


Темпы роста потребительского кредитования в России рекордно упали за последние пять лет. Такие данные приводит Центробанк в свежем обзоре банковского сектора. По информации регулятора, годовой прирост объема выданных займов на 1 мая составил всего 3,9%. Вице-президент "Опоры России" Павел Сигал обсудил тему с ведущей"Коммерсантъ FM" Светланой Токаревой.
Недавно был опубликован очередной "Индекс ОПОРЫ RSBI", или, проще говоря, самочувствия малого и среднего бизнеса. Согласно документу, во втором квартале 2015 года субъекты МСБ продолжают ощущать депрессию, хотя и не такую сильную, как в первом. О том, что сейчас беспокоит представителей малого предпринимательства, "РГБ" рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Калинин.
Источник "Российская газета"

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Виктор Степанов объясняет, почему механизмы поддержки мсп нуждаются в доработке. "В системе мер господдержки малого и среднего бизнеса (МСБ) особое место занимает рынок товаров, работ, услуг, в рамках которого государство выступает крупнейшим покупателем продукции. Годовой объем рынка государственных и муниципальных закупок составляет более 6 трлн руб".

Источник Российская газета