Ферма «Ивановка»: внутренний туризм как он есть

Чтобы быть успешным в туристическом бизнесе, просто открыть отель уже недостаточно. Сегодня нужно удивлять. Удивлять каждый сезон чем-то новым. Так, например, во всех уголках мира сейчас активно развивается агротуризм. И здесь приобщение к природе и культуре региона — это уникальный ресурс, которым пользуются многие предприниматели в сфере туризма по всей планете. Локальные туристические объекты, каждый со своей изюминкой, разбросанные по территории, но связанные в единый комплекс способны привлечь большой поток туристов. Эта аксиома работает везде. Но как обстоит дело в России? 


Где спусковой крючок механизма, такого как «российский внутренний туризм»? Из каких гаечек он состоит? Об этом я узнала, посетив туристическую ферму «Ивановка», расположенную в двадцати километрах от Твери. Нюансами этого бизнеса поделилась семья Ивановых, которая развивает внутренний туризм в Тверской области вот уже пятнадцать лет.

 Валерий Викторович, глава семейства и владелец турфирмы «Комильфо», сразу начал разговор с того, что бизнес, которым он занимается — общее семейное дело. В него вовлечена вся семья: жена, двое взрослых уже детей и сестра.

семья.jpg

Валерий Викторович, у Вас успешный бизнес, который держится на плаву уже пятнадцать лет. В чем секрет?

Я бы хотел говорить не о себе лично, а о нашей семье. У нас семейный бизнес. В туризме мы работаем практически все вместе. Это жена, она по образованию экономист. Это дочь и сын. В основном это выездной бизнес, агентский, но сейчас мы делаем больший акцент на внутреннем туризме. Таких компаний, делающих акцент на внутреннем туризме, очень немного на территории Тверской области. Мы делаем эксклюзивные туристические программы, праздники, формируем как сборные туры, так и обслуживаем индивидуальных туристов.

Что привело Вас к осознанию перспективности этого направления?

В течение десяти лет мы раскручивали разные туристические объекты на территории Тверской области. Наша семья разработала программу «Золотой путь России», в идее которой лежит создание единого туристического пространства между Москвой и Петербургом. В России существует бренд «Золотое кольцо России», в которое СССР вложило много денег и оно известно во всем мире. А наша Тверская область туда не входит. Ну входит номинально, но никому мы там не нужны. Поэтому мы решили исправить ситуацию. Мы предположили, что территория между Москвой и Петербургом тоже должна носить бренд, и назвали этот бренд «Золотой путь России» . То есть это путь по которому должна пойти экономика, социальное развитие, социально-экономические программы. И в рамках этой программы мы в течение десяти лет развивали разные культурные объекты по Тверской области.

С какой целью вы с таким энтузиазмом взялись за реализацию этой амбициозной программы?

Мы поняли, что основные деньги лежат в людях, которые к нам приезжают. Значит, у нас должен быть особый эксклюзивный продукт. Этого продукта должно быть много, он должен создаваться на базе каких-то предпринимателей, которые уже существуют на данной территории, которые хотят развивать свой бизнес. Но они, как правило, не знают, что делать, какую услугу предложить туристам, чтобы за это получить деньги. Поэтому то, что делаем мы в рамках этой программы - интеллектуальное инвестирование. Вкладываешь мысль и за это получаешь проценты. Тем более, что по закону о защите интеллектуальной собственности семьдесят лет ты можешь получать свой гонорар. То есть это самое дорогое вложение – вложение мысли. И вот мы в течение десяти лет инициировали всевозможные объекты.

Самый первый туристический объект, который вы создали?

Самым первым объектом стала ферма по производству итальянских видов сыров, хозяевами которой была семейная пара - Пьетро и Жанна. Итальянец Пьетро и его русская жена Жанна когда-то давно купили землю, стали производить сыр по итальянской технологии и стали поставлять его в московские рестораны. Мы пришли к ним и сказали: «Давайте мы из вас сделаем туристический объект». Мы писали сценарии специальной туристической программы и назвали ее «Маленькая Италия». В результате, за десять лет и ферма стала очень раскрученной: к ним уже приезжают по несколько автобусов с туристам ежедневно.

В чем заключалось развитие подобных объектов с вашей стороны?

Мы писали каждому из них сценарий, помогали им становиться, привозили рекламные туры, журналистов, туроператоров. За это время мы сделали известными Музей Гадов в Кимрах, Музей Пчелы, Фестиваль Рака, то есть по всей области мы разбрасывали эти объекты. Существует около двадцати с лишним туристических объектов, к которым мы приложили свою руку. Но в результате оказалось, что наш семейный бизнес остался у разбитого корыта: мы, помогая образовываться этим объектам, ничего с этого не имеем и мы даже не всегда можем организовать туда туры для наших собственных клиентов, потому что все забито.

Поэтому через полтора года семейство Ивановых купило два гектара земли недалеко от Твери и стало развивать свой собственный туристический объект — ферму. За сравнительно небольшое время существования «Ивановку» посетило более трех тысяч туристов. Вот что значит профессиональный маркетинг в сфере внутреннего туризма! Параллельно принимая гостей, создавая новые программы и мероприятия, семья Ивановых приобретала новых животных, возводила постройки и приобрела знания в сфере агрономии и сельского хозяйства. 

Что позволило Вам принять риск и инвестировать в агротуризм?

Конечно, наша ферма пока небольшая. То, что мы сумели построить, мы построили за свои собственные деньги, не очень значительные. Но достаточные для того, чтобы можно было принимать туристические группы, потому что у нас уже проводятся программы. Основу наших программ придумывает моя сестра- двойняшка - Иванова Елена Викторовна. Она пишет экскурсии в стихах. На самом деле туризм – это тот же самый комсомол. Та же самая анимация, то же самое развлечение для народа.

Получается ли уже на этом зарабатывать?

Кое-что мы зарабатываем, но все деньги идут больше на содержание животных и благотворительность: детей мы принимаем ниже себестоимости. За вход мы берем меньше, чем стоит их чаем напоить. То есть эта ферма у нас сейчас больше социальный объект. Основная цель – чтобы наши дети знали, что такое животные, как они растут, как они живут. Чтобы они могли их погладить, покормить, снять с себя стресс. Увидеть, как растет лен, пшеница, овес. Узнать, какие изделия могут получиться из природных материалов.

Этот бизнес сезонный?

Конечно сезонный! Есть четыре разных сезона и к каждому из них нужно специально готовиться. Круглый год мы уже отработали. Не было такого, чтобы мы стояли зимой, весной или осень. Сезон сезоном, понятно, что нет постоянного потока. Так его и в любое время нет. А событийные какие-то вещи все равно присутствуют. Люди же выезжают на события. Сказать, что это летний вариант – нет, конечно. Мы же туристическая фирма в первую очередь, значит должны привлекать туристов круглый год. Мы подстраиваем ферму по туризм. Мы же ее и строим для этого.

Это такой смелый шаг, получается, что вы с самого начала растили себе конкурентов, а потом сами решили ввязаться в это дело…

Ничего страшного, мы же набирались опыта. Все, что мы им говорили, мы у себя применяем, потому что это наше. Это наши идеи, наши мысли. Тем более, что чем больше в Тверской области объектов, тем большая привлекательность для туристов поехать и к нам тоже.

Расскажите о перспективах развития?

Перспективы развития – колоссальные. Мы хотим построить трехэтажную гостиницу с музеем Козла — символом тверской области на первом этаже. Хотим развивать направление корпоративного туризма, разработать серию командных тренингов и подготовить площадки для этого. В планах у сына развивать спортивно-развлекательный туризм. Для этого потребуется много вложений, построек и приспособлений, но у нас всегда так — начинаем с малого, а потом это все разрастается во что-то грандиозное.

Что было самым сложным при реализации этого плана?

Самое сложное, конечно, это проведение коммуникации, канализации, воды и света – это самое дорогое. За полтора года в эту землю зарыто уже более пяти миллионов рублей. Но это начинающийся бизнес, его содержание уже самоокупается, но он начнет приносить прибыль годика через два, я думаю. У туризма есть такое свойство: как только объект раскрутили, остановить его, практически невозможно. 

IMG_4548.jpg