ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Малый производитель упаковочного оборудования из Москвы активно использует господдержку, он уверен, в 2010 г. экономика начнет расти, если государство продолжит поддерживать малый бизнес

Многие люди никогда не задумывались над тем, как кетчуп попадает в бутылку, а икра из баклажанов - в банку. Разработка и производство аппаратов для упаковки жидких и пастообразных продуктов позволили бывшему физику-ядерщику Владимиру Аверкиеву создать успешный малый бизнес - инновационно-техническое предприятие «Промбиофит». В интервью ОПОРЕ-КРЕДИТ предприниматель выражает надежду, что рост экономики России может возобновиться уже в 2010 году, если государство продолжит системную поддержку малых и средних компаний.

В.Аверкиев занялся бизнесом 16 лет назад. Предприятие «Промбиофит», совладельцем которого он является, существует на рынке с 1993 года. До этого он работал в одной из лабораторий МИФИ, занимаясь проблемами ядерной физики. Будучи инженером, а затем старшим научным сотрудником, он запатентовал 9 изобретений по атомной физике. Но «перестройка» внесла перемены в жизнь будущего предпринимателя. «Это были трудные времена. Финансирование науки со стороны государства прекратилось. Ученые сами должны были искать заказы на исследования, а вместо зарплаты получать процент от этих заказов», - вспоминает В.Аверкиев.

Работать в институте на таких условиях стало невозможно - ведь, семью, где трое детей, нужно было кормить. Так, старший научный сотрудник МИФИ, кандидат физико-математических наук, автор учебных пособий и научных статей «переквалифицировался» в продавца астрологических календарей, компакт-дисков и свежей зелени с приусадебного участка. «Торговле нас в советское время нигде не учили - ни в школе, ни в институте. Наоборот, отношение к этому было негативное - спекуляция и все тут», - отмечает предприниматель.

К счастью, в 1993 году знакомый предложил В.Аверкиеву присоединиться к работе в НПО «Биохиммаш». «Мне предложили помочь в проектировании и изготовлении фасовочного оборудования», - рассказывает он. На тот момент Россия переживала настоящий бум предпринимательства - и залогом успешного развития созданного в том году предприятия стало изготовление оборудования для фасовки майонеза. В советское время этот продукт считался дефицитным и пользовался большой популярностью. Так началась история предприятия «Промбиофит». Постепенно к работе компании присоединились и сотрудники института, в котором раньше работал В.Аверкиев. Сейчас в «Промбиофите» трудится 13 человек.

Любопытно, что за все время деятельности с 1993 года компания не сменила адреса и, по-прежнему, арендует помещения в НПО «Биохиммаш» на улице Клары Цеткин. «Мы гордимся тем, что наше предприятие остается инновационным. Все это время постоянно разрабатываем новые образцы оборудования и технологические линии», - отмечает предприниматель. «Для того чтобы развивать бизнес и держаться на плаву, нужно обладать высокой квалификацией в области техники, физики, биологии, а также быть готовым работать больше 8 часов в сутки. Так что без трудолюбия не обойтись», - замечает он.

Клиенты «Промбиофита» - тоже малые и средние компании. Малые производители закупают в «Промбиофите» оборудование для фасовки и розлива пищевой, косметической, медицинской, химической продукции. Для крупной компании необходимо оборудование, которое фасует до 10 000 бутылок в час, а для малой - достаточно 600-1000. В настоящее время уже почти 2 000 производств в России и за рубежом работают на упаковочных машинах, разработанных и созданных в «Промбиофите». Этот факт доставляет владельцу компании особенное удовольствие, как и то, что около 40% новых клиентов приходят по рекомендации постоянных. Во всяком случае, показывая среди прочих аппарат, который привезли на сервисное обслуживание, В.Аверкиев с гордостью отмечает, что данный образец уже отработал 10 лет и будет работать дальше - настолько надежна выпускаемая им продукция. Стоимость оборудования, производимого «Промбиофитом», варьируется от 20 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Комплект оборудования для цеха обойдется, например, в 600 тыс. рублей.

А вот с кредитами у «Промбиофита» не сложилось. «Время от времени мы брали на краткий срок заемные средства у частных инвесторов, когда срочно нужно было пополнение оборотных средств», - говорит В.Аверкиев. По мнению предпринимателя, промышленным предприятиям особенно трудно получить кредит в силу того, что кредиты, как правило, требуются на длительное время, а банки не готовы идти на риски. Определенные разработки могут занять у производителя годы, и никто с уверенностью не может сказать, насколько окупятся вложенные средства. «Учитывая, что ставки по кредитам сейчас высокие, кредит для нас - заведомо проигрышный вариант», - считает бизнесмен.

Что касается господдержки, то в этом году компания получила субсидию в размере 350 тыс. рублей на покупку оборудования от Правительства Москвы. Правда, результат такой помощи остается половинчатым. «Половину средств мы уже получили от Правительства Москвы, а ту часть, которая должна прийти по федеральной программе - еще нет», - рассказывает В.Аверкиев. А ситуация складывается достаточно напряженная - в конце января 2010 года необходимо покупать оборудование, отчитываться об использовании полученных средств, а также выкладывать из своего кармана сумму, равную субсидии. «Получается, что срок поставили, а денег до сих пор не выделили», - резюмирует предприниматель.

Правда, несмотря на сложности с использованием господдержки, предприниматель не собирается останавливаться на достигнутом. «Мы будем и в дальнейшем стараться использовать ту поддержку, которую государство оказывает инновационным предприятиям - как в области патентования, так и развития новых идей», - подтверждает В.Аверкиев. Например, у предпринимателя уже есть «задумка» в области разработки инновационного упаковочного оборудования, которое позволит увеличить срок хранения продукции.

Предприниматель использует не только финансовую, но и информационную поддержку со стороны Правительства Москвы для продвижения продукции и бесплатного участия в выставках и конференциях, в том числе за границей. Таким образом экспозиция «Промбиофита» уже побывала в Болгарии, Вьетнаме, Монголии. «После выставки в Монголии мы даже получили несколько заказов», - уточняет В.Аверкиев.

По его мнению, в целом меры, предпринимаемые государством по поддержке малого и среднего предпринимательства, дают свои положительные результаты. «Из предпринимателей, которые вкладывают финансовые средства в 2009 году в оборудование, не менее 15% получили эти средства в рамках целевого финансирования по разным каналам господдержки в виде кредитов и субсидий. Причем практически все предприниматели планируют использовать приобретенное оборудование для производства конечной продукции для потребительского рынка из отечественного сырья или импортных полуфабрикатов. Это реальная предпосылка для роста российского производства в следующем году», - уверен предприниматель.

Однако бизнесмена тревожат сбои и задержки в предоставлении государственной финансовой поддержки и недостаточная помощь государства в части обеспечения производства квалифицированными кадрами, в сфере налогообложения, а также в направлении вывода продукции малых производителей на зарубежные рынки.

Говоря о конкуренции на рынке производителей упаковочного оборудования, В.Аверкиев отмечает, что на старте, в 90-е годы, предприятий, занятых в этой сфере было больше, чем сейчас. Были даже случаи недобросовестной конкуренции со стороны других компаний, которые незаконно присваивали своей продукции имя «Промбиофита». «Сейчас конкурентов меньше. И мы стараемся расходиться с ними по выпускаемой продукции», - рассказывает бизнесмен.

Затрагивая текущий экономический кризис, В.Аверкиев отмечает, что с ноября 2008 года до января 2009 года «Промбиофит» переживал настоящий «провал». Клиенты говорили, что оборудование им нужно, но денег на покупку нет. Постепенно ситуация начала выправляться, но говорить о том, что худшее позади, пока нельзя. «В целом, я бы оценил текущее состояние компании, как удовлетворительное», - отмечает гендиректор «Промбиофита». И поводы для оптимизма есть. «Во-первых, на рынке наблюдается интерес к оборудованию российского производства, что для нас несомненный плюс. Во-вторых, около 20% наших клиентов получают господдержку, она доходит до прямого адресата», - поясняет В.Аверкиев. Ситуацию спасает и тот факт, что потребители продукции «Промбиофита» - пищевые, косметические компании, производители бытовой химии - даже в кризисные времена чувствуют себя неплохо.

Относительно информированности по вопросам ведения бизнеса В.Аверкиев отмечает, что информации сейчас достаточно, а вот времени на нее становится все меньше. Особенно много внимания требует документооборот и «необходимость обходить разнообразные инстанции», говорит предприниматель.

В.Аверкиев называет себя успешным бизнесменом. «Ведь, успешный человек - это тот, кто занимается полезным делом и помогает преуспеть другим. Мне приятно, когда клиенты говорят мне искренне спасибо», - говорит он. При общении с ним действительно складывается ощущение, что именно это «спасибо» для предпринимателя куда важнее, чем многочисленные награды и дипломы за продукцию, которую он выпускает. Гендиректор «Промбиофита» смотрит в будущее с оптимизмом. «Надеюсь, что в России будут развиваться инновации. Ведь, у наших людей инновационный склад ума, и не все они готовы уехать работать в другие страны», - полагает он.

Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина
Темпы роста потребительского кредитования в России рекордно упали за последние пять лет. Такие данные приводит Центробанк в свежем обзоре банковского сектора. По информации регулятора, годовой прирост объема выданных займов на 1 мая составил всего 3,9%. Вице-президент "Опоры России" Павел Сигал обсудил тему с ведущей"Коммерсантъ FM" Светланой Токаревой.
Недавно был опубликован очередной "Индекс ОПОРЫ RSBI", или, проще говоря, самочувствия малого и среднего бизнеса. Согласно документу, во втором квартале 2015 года субъекты МСБ продолжают ощущать депрессию, хотя и не такую сильную, как в первом. О том, что сейчас беспокоит представителей малого предпринимательства, "РГБ" рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Калинин.
Источник "Российская газета"

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Виктор Степанов объясняет, почему механизмы поддержки мсп нуждаются в доработке. "В системе мер господдержки малого и среднего бизнеса (МСБ) особое место занимает рынок товаров, работ, услуг, в рамках которого государство выступает крупнейшим покупателем продукции. Годовой объем рынка государственных и муниципальных закупок составляет более 6 трлн руб".

Источник Российская газета