Алексей Комиссаров

"Мы хотим, чтоб Бизнес-инкубатор АНХ стал качественной площадкой для общения, для бизнес-проектов, неким гарантом качества для инвесторов, венчуров"

Бизнес-инкубатор АНХ — это некоммерческая площадка, созданная в 2010 году в рамках Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации для оказания помощи начинающим предпринимателям и инноваторам. Инкубатор является открытым, т.е. его резидентами могут быть как слушатели и выпускники АНХ, так и люди, не имевшие ранее отношения к Академии.

ОПОРА-КРЕДИТ беседует с руководителем Бизнес-инкубатора АНХ, Советником Ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Алексеем Комиссаровым.


ОПОРА-КРЕДИТ: Алексей Геннадиевич, какие основные задачи стоят перед Бизнес-инкубатором АНХ?

Алексей Комиссаров: Главная наша задача – способствовать развитию предпринимательства. Не секрет, что условия для создания бизнеса в нашей стране не самые лучшие. Но я очень хочу, чтобы у нас было как можно больше активных людей, которые бы создавали новые успешные компании, рабочие места, реализовывали инновационные идеи, и делали наш мир лучше. Мы просто хотим внести наш маленький вклад в это общее дело, и будем помогать вырастить из хорошей идеи хороший бизнес. Как гласит китайская мудрость, дорога длиною в тысячу ли начинается с первого шага. А уж китайцы в этом толк знают…


ОПОРА-КРЕДИТ: Существуют ли долгосрочные планы развития?

Алексей Комиссаров: Конечно, планы существует. Без планов не стоило бы и начинать это дело. Мы хотим, чтоб Бизнес-инкубатор АНХ стал качественной площадкой для общения, для бизнес-проектов, неким гарантом качества для инвесторов, венчуров. Мы сейчас активно прорабатываем новые возможности для резидентов. Совсем недавно я побывал в США на семинарах для руководителей бизнес-инкубаторов, которые организовывает Национальная Ассоциация бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор АНХ, кстати, вошёл в её состав. У этой поездки было 2 цели: выявить лучшие наработки и внедрить их в нашу деятельность, и завязать знакомства, которые будут полезны резидентам Бизнес-инкубатора АНХ.


ОПОРА-КРЕДИТ: В чем суть предпринимательской атмосферы, которую Вы планируете создать в инкубаторе?

Алексей Комиссаров: Очень хочется создать творческую атмосферу, в которой предприниматели смогут общаться как с экспертами, так и друг с другом для того, чтобы делиться идеями, новыми решениями, вместе находить выход из сложных ситуаций, и вообще, дышать этим духом предпринимательства. Это очень важно - находится в окружении единомышленников, это добавляет сил и энтузиазма.


ОПОРА-КРЕДИТ: Кого Вы хотите видеть в качестве первых резидентов инкубатора? Какие преимущества они получат?

Алексей Комиссаров: В качестве резидентов Бизнес-инкубатора мы ждём людей с интересными и осуществимыми идеями, на которые будет спрос. Мы ждём тех, кто понимает, что он делает и как это будет продаваться.

В первую очередь, мы заинтересованы в инновационных проектах. Это не значит, что они должны быть высоко технологичными, вернее это условие не обязательное. Инновационность – это, прежде всего, новый подход. Скажем, нам не интересна стандартная авто-мойка, но если кто-то придумает, как мыть машину без воды и окажется, что это эффективнее, выгоднее и т.д., мы поддержим такой проект.

Если говорить о преимуществах, то их не мало. Мы бесплатно предоставляем оборудованные рабочие места, юридические и бухгалтерские консультации, возможность прохождения учебных курсов по различным темам, связанным с предпринимательством, консультации и рекомендации опытных предпринимателей, представителей венчурного бизнеса, помощь в упаковке проекта и ряд других опций.


ОПОРА-КРЕДИТ: Расскажите подробнее об образовательных программах, которые предложат резидентам. Кто выступил в качестве преподавателей?

Алексей Комиссаров: В качестве преподавателей мы будем привлекать и действующих бизнес-практиков, и профессоров Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Главное наше преимущество – гибкость. Помимо общих образовательных программ, мы готовы помогать адресно. Некоторым, к примеру, не хватает умения презентовать свои проекты, и для них мы будем организовывать мастер-классы по ораторскому искусству и подготовке презентаций, кто-то не умеет структурировать и упаковывать свои проекты, их мы научим этому и т.д.


ОПОРА-КРЕДИТ: Что за год должны успеть сделать молодые предприниматели, чтобы успешно «выпорхнуть из гнезда» в большой мир? На каких условиях может быть продлено пребывание резидента в стенах инкубатора?

Алексей Комиссаров: Мы не ждём, что за год проекты заработают в полную силу, но за это время уже можно понять, «пойдёт» проект или нет. А, возможно, кто-то уже окрепнет и сможет самостоятельно работать, без поддержки Бизнес-инкубатора. Вопрос продления работы проекта в бизнес-инкубаторе будет решаться индивидуально.


ОПОРА-КРЕДИТ: Какие меры, по Вашему мнению, должно предпринимать правительство для того, чтобы поставить экономику России на инновационные рельсы?

Алексей Комиссаров: Нельзя одним волевым решением изменить вектор развития экономики, для этого требуется много времени и ресурсов. Я очень рад тому, что уже, кажется, все понимают, что надо слезать с «нефтяной иглы». Сейчас много внимания и усилий направлено на развитие инноваций. Это очень важно, но я считаю, что только «сверху вниз» инновационную экономику не построить. И наш проект, наш бизнес-инкубатор (созданный, кстати, без копейки бюджетных денег), это как раз попытка внести вклад во встречное движение, «снизу вверх». И мы заинтересованы в том, чтобы появлялось как можно больше инноваторов, предпринимателей, стартаперских сообществ, и тогда результат постепенно станет заметен.


ОПОРА-КРЕДИТ: Предпринимателем нужно стать или родиться? Какие качества базовые?

Алексей Комиссаров: Все современные исследования говорят о том, что предпринимательству можно и нужно учиться. Но делать это желательно как можно раньше – еще со школьной скамьи. Кстати, у нашего бизнес-инкубатора есть проект сотрудничества со школами – надеюсь, мы внесем свою лепту в этот процесс.

Многие считают, что предпринимателем нужно родиться. Я помню, как мы несколько лет назад обсуждали этот вопрос с очень ярким и уважаемым мной человеком Послом Великобритании в России (в те годы) сэром Родериком Лайном. Так вот он считал, что для любого лидера (а бизнесмен – всегда лидер) нужна врожденная харизма.

Мое мнение – предпринимателем может стать практически любой человек, просто некоторым людям построить бизнес проще, чем другим. Нужно быть упорным, не боятся трудностей, ошибок. Ведь редко у кого сразу все получается, и здесь очень важно «не опустить руки». Кроме того, нужно уметь общаться с людьми. Ведь бизнес – это не технологии, это, прежде всего, общение – с сотрудниками, клиентами, поставщиками и т.п.


ОПОРА-КРЕДИТ: Как успешный предприниматель, какие советы Вы могли бы дать начинающим?

Алексей Комиссаров: Прежде всего, нужно верить в то, что делаешь. Верить в интуицию. Верить в себя. Не бояться рисковать, но при этом не терять чувство ответственности. Бизнес – это в какой-то степени синтез творчества и рационализма. Не надо ждать, что когда-нибудь кто-нибудь поймёт, что вы гениальны, нужно брать и делать. Одна и та же гениальная идея может прийти в голову миллионам людей, только большинство даже не будут о ней задумываться, какая-то часть будет над ней серьезно размышлять, оценивать, и лишь единицы начнут ее реализовывать. Будьте такими – активными, деятельными и верящими в успех – и он обязательно придет!


ОПОРА-КРЕДИТ: Основатель компании ABBY Давид Ян считает, что формула успеха выглядит следующим образом: 70% правильная команда, 25% - везение и только 5% идея. Вы выводили подобную «формулу»?

Алексей Комиссаров: Трудно вывести универсальную формулу – слишком разные бывают бизнесы. Но в одном я уверен, команда, люди всегда важнее любой идеи. И это доказывают многие успешные бизнесмены, которые реализовывают проекты из самых разных областей – Ричард Брэнсон, Стив Джобс, из наших – Олег Тиньков, Сергей Выходцев и многие-многие другие.

Везение, конечно, тоже нужно. Знаете старую историю про венчурных инвесторов, которые не могли выработать четкие критерии отбора, да и просто не успевали просмотреть все бизнес-планы, поступившие к ним? Тогда один из них взял, и выбросил половину непрочитанных заявок в корзину. На удивленные возгласы коллег он ответил – «Будем считать, что авторам этих проектов не повезло. А зачем нам неудачники?»


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина