Степанов Виктор Викторович

  • Архив

    «   Февраль 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28      

Антикризисный план для аграриев, или Дальние поля всегда зеленее

Государственная политика в сфере импортозамещения за первые полгода своей реализации пока еще не обеспечила должной поддержки отечественным сельхозпроизводителям и помощи им в наращивании производства.
По данным Росстата, на конец ноября 2014 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 19,5 млн голов (на 2,2% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров – 8,5 млн (на 2,5% меньше), свиней – 20,0 млн (на 1,8% больше), овец и коз – 25,1 млн голов (на 0,7% больше). В январе-ноябре 2014 года в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 11,1 млн тонн, молока – 28,4 млн тонн, яиц – 37,9 млрд штук.
С одной стороны, Россия способна самостоятельно обеспечить внутренний рынок основными продуктами питания. Однако с другой – есть ряд проблем, которые не позволяют отечественным сельхозпроизводителям наращивать производство, вследствие чего некоторые из них вынуждены урезать свои инвестпрограммы. Главными причинами этих процессов являются недоступные и подорожавшие в кризис кредиты, а также зависимость производства сельхозпродукции от закупаемых за границей товаров и комплектующих. Из-за этого отечественная продукция, как правило, стоит дороже аналогичной импортной.
Чтобы исправить данную ситуацию, в 2015 году из федерального бюджета будет выделено более 187 млрд руб. для реализации госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы (постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717). Однако этих средств вряд ли будет достаточно, чтобы решить стоящие перед всей сельскохозяйственной отраслью глобальные задачи. Отечественным производителям необходимо не только наращивать объемы производства, но и выстраивать новые, полностью автономные от импортных составляющих технологические и производственные цепочки.
Для этого Правительство РФ предлагает ряд мероприятий, обозначенных в "антикризисном плане" (Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р). Надо заметить, что перечисленные в документе меры поддержки импортозамещения направлены исключительно на облегчение процедуры экспорта. Так, они предусматривают:
* предоставление Правительству РФ полномочий устанавливать правила закупок оборудования и работ за рубежом для отдельных компаний;
* упрощение процедуры предоставления государственных гарантий в иностранной валюте при экспорте;
* расширение действия государственных гарантий при исполнении экспортного контракта;
* упрощение процедуры вывоза товаров, на которые не установлены запреты и ограничения, и др.
На мой взгляд, предложенных мер недостаточно для обеспечения импортозамещения в сельском хозяйстве. Добиться этой цели можно, во-первых, при помощи специальных льготных кредитов, выдаваемых на длительные сроки с целью открытия или развития нового предприятия.
Льготными должны быть и ставка, по которой выдается кредит, и условия его погашения: начинающему фермеру необходимо иметь достаточно времени, чтобы произвести и реализовать свою продукцию. Некоторым предприятиям достаточно для этого нескольких месяцев, а некоторым – не менее года, все зависит от области, в которой работает предприятие. Банковскую практику, предусматривающую обязанность сельхозпроизводителя при получении кредита предоставлять одновременно залог и поручительство, следует изменить путем прямого запрета на законодательном уровне для банков требовать от заемщиков-сельхозпроизводителей предоставления "двойного" обеспечения по одному договору.
Сегодня Правительство РФ пытается рассмотреть различные варианты создания комфортных условий кредитования сельскохозяйственных предприятий. Один из предложенных вариантов – выделение до 50 млрд руб. на государственную поддержку сельского хозяйства. Эти средства предлагается использовать как на развитие микрофинансирования, так и на субсидирование процентных ставок по кредитам для начинающих фермеров.
Во-вторых, малому сельскохозяйственному бизнесу следует открыть доступ к рынкам крупных городов – это позволит фермерским хозяйствам увеличивать рынки сбыта и активнее развиваться. В этом плане муниципальные власти могут уделять больше внимания проведению ярмарок, на которых фермеры будут иметь возможность быстро и без значительных финансовых расходов (прежде всего, транспортных и арендных), реализовывать свою продукцию. Подобные ярмарки уже проводятся в ряде крупных городов (например, Москва, Саратов) и не требуют от муниципальных властей существенных затрат: необходимо только выделить площадку для размещения ярмарки, обеспечить соблюдение правопорядка и безопасности, а также первичную организацию всего мероприятия. Надеюсь, что в будущем количество таких ярмарок будет только увеличиваться.
В-третьих, эффективной мерой поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства могут служить льготные ставки арендной платы за муниципальное имущество и расширение практики предоставления его в безвозмездное пользование. Последняя мера позволит предпринимателям получить необходимое имущество для своей деятельности, а муниципальные власти, не взимая платы за пользование таким имуществом, смогут возложить обязанность на фермеров по благоустройству и улучшению муниципального нежилого фонда. Добавлю, что при этом муниципалитету не потребуется использовать для этих целей средства местного бюджета или межбюджетные трансферты, которых всегда не хватает.
"ОПОРА России" проводит конкурс лучших муниципальных практик по поддержке малого бизнеса, в том числе в сфере сельского хозяйства. В конкурсе соревнуются десятки муниципальных образований из различных регионов России, и количество участников постоянно растет. Поэтому можно прогнозировать, что со временем все больше муниципалитетов будут активно работать в данном направлении.
Как итог, отмечу, что следует развивать не только экспортное направление агропромышленного комплекса, но и заботиться о насыщении внутреннего рынка качественной отечественной продукцией.

На что район горазд. У муниципалитетов нет единого понимания поддержки малого бизнеса

Современная экономика - это сложная система, эффективность работы которой зависит от каждой из ее составляющих: бизнеса, некоммерческих и общественных организаций, органов государственного и муниципального управления и пр. Все эти составляющие должны работать как единый механизм, быть ориентированными на постоянное развитие и совершенствование.

Немаловажная роль отводится и органам местного самоуправления (муниципалитетам), так как именно они напрямую соприкасаются с бизнесом на местах и влияют на инвестклимат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ).

Для многих муниципалитетов привлечение инвестиций и взаимодействие с бизнесом - это новая и необычная практика, так как перед ними никогда не ставилась такая задача и они привыкли рассчитывать только на собственные средства муниципального бюджета и поддержку из региональных бюджетов. При этом в муниципальных образованиях, где обеспечена высокая инвестиционная привлекательность, основные экономические показатели выше, чем в аналогичных муниципальных образованиях с низкой инвестиционной привлекательностью. Можно условно разделить муниципальные образования на три группы: города-миллионники; моногорода (города с одним-двумя крупными производственными предприятиями); мелкие муниципальные образования. В первых двух группах инвестпривлекательность и развитие МСБ в какой-то мере обеспечивается за счет большого населения или крупных предприятий. В третьей, наиболее многочисленной группе, работа по повышению инвестпривлекательности и поддержке МСБ должна вестись активнее, так как небольшие районы, города и села не обладают возможностями мегаполисов или производственных центров. На таких территориях особенно важно выстроить корректную систему развития МСБ.

Последние проведенные опросы показали, что среди муниципалитетов нет единого понимания того, каким образом должна проводиться инвестполитика и поддержка МСБ. В сфере муниципальных образований, к сожалению, пока не сформирована как таковая культура повышения инвестиционной привлекательности и развития малого бизнеса. Для того чтобы развить эту культуру и вывести ее на высокий, профессиональный уровень по всей стране, необходимо проводить регулярные мероприятия, на которых специалисты муниципалитетов смогут обсуждать имеющиеся задачи и способы их решения, обмениваться опытом с коллегами, перенимать наиболее успешные практики в этой сфере.

Открытие даже небольших предприятий способствует пополнению местного бюджета за счет налогов, созданию рабочих мест, снижению социальной напряженности за счет повышения экономической активности населения. Показателен пример Саткинского района Челябинской области, в котором было создано автономное муниципальное учреждение "Центр развития предпринимательства", выдающий местным предпринимателям льготные кредиты на развитие бизнеса. Благодаря такой политике более 100 предприятий МСБ получили кредиты почти на 60 млн руб., а количество людей, задействованных в их работе, составляет около 15% от всего населения района.


Необязательно напрямую финансировать новые бизнес-проекты, достаточно создать комфортные условия для их работы - это привлечет в регион частных инвесторов. Доказательство тому - индустриальный парк в Родниковском районе Ивановской области. Используя имеющиеся ресурсы, муниципальные власти района создали территорию, на которой любой желающий может арендовать или построить промышленные объекты. Условия, предлагаемые резидентам парка, включают в себя полностью автономные коммуникации, выгодные тарифы, серьезные налоговые льготы и 2 месяца бесплатной работы. Сегодня в парке зарегистрировано уже более 50 резидентов. За счет удачных решений промышленный рост в Родниковском районе составляет 14% в год, при том, что во всей области этот показатель равен 4%. Другой пример - Вяземский район Хабаровского края, где ежегодно проходит "Сельский инвестиционный форум". Благодаря ему открылось 30 новых предприятий, которые получили более чем 20 млн руб. финансовой поддержки и создали около 150 рабочих мест. Подобных примеров становится все больше, однако пока их все равно недостаточно в масштабах страны.

Уважаемые партнеры, отважные предприниматели!

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и электронная площадка РТС-тендер совместно работают с целью развития и совершенствования отрасли государственных и муниципальных закупок. Данное сотрудничество призвано обеспечить соблюдение основных принципов госзакупок: прозрачности, конкурентности, надежности.  Проекты, реализованные в ходе этого сотрудничества, позволяют даже самым небольшим компаниям-поставщикам своевременно получать информацию о планируемых закупках, принимать активное участие в торгах по госконтрактам, находить новых клиентов, существенно расширять рынок сбыта и выходить на принципиально новый уровень работы. Разработанные профессионалами ОПОРЫ РОССИИ и РТС-тендер, эти проекты уже помогли тысячам поставщиков эффективно и плодотворно осуществлять свою коммерческую деятельность. Раздел РТС-тендер позволит Вам подробнее ознакомиться с возможностями и сервисами, доступными поставщикам в сфере госзакупок.

Зачем нужен новый дата-центр?

В сегодняшних условиях любая компания, желающая добиться успеха на рынке, должна широко использовать современные технологии. Это особенно актуально, если речь идет об электронных площадках для проведения государственных и муниципальных закупок. Поэтому наша компания с самого начала своей работы ориентирована на применение последних технических и информационных разработок, которые позволяют нашим клиентам эффективно, безопасно и удобно осуществлять торгово-закупочную деятельность.
Мы создали ряд сервисов, существенно упрощающих работу наших клиентов: электронный документооборот, видеоконференцсвязь и т.д. Следующим шагом стало открытие нового дата-центра для обеспечения быстрого и безопасного использования нашей площадки, мощности которого хватит для проведения всех государственных и муниципальных закупок в России. Также данный дата-центр позволяет обеспечить высочайший уровень безопасности при осуществлении торгово-закупочной деятельности: он способен выдержать массированные ddos-атаки и противостоять любым попыткам взлома.
В целом, дата-центр площадки РТС-тендер представляет собой сверхскоростное, вместительное и безопасное хранилище данных (информации) об уже произведенных или производимых закупках. Скорость передачи этих данных от центра к пользователю крайне высока, что позволяет нашим клиентам работать, не теряя своего времени на ожидание отклика от площадки. В дата-центре уже хранится информация о торгах на сумму около 2 трлн. рублей, и ежемесячно туда добавляется информация в среднем о 20 тыс. тендеров.
Таким образом, введение в эксплуатацию нового дата-центра является серьезной вехой на пути обеспечения комфортных, эффективных государственных и муниципальных закупок на площадке РТС-тендер.