Сравним закон № 94-ФЗ и ФКС?


С января 2006 года вступил в силу основной закон, регулирующий государственный заказ. Конечно, после принятия акта стали видны его недочеты в практической деятельности, поэтому Федеральный закон № 94-ФЗ редактировался неоднократно – по крайней мере, более 20 раз. И это за 7 лет!

Первоначально задачами этого закона были:
- регламентация торгов «от и до» по принципам прозрачности и конкуренции;
- экономия государственного бюджета.
К сожалению, прозрачности законодательства в области государственного заказа нет до сих пор, но за семилетний период его действия все же была достигнута экономия – более 1 трлн рублей, поэтому говорить о том, что он бесполезен, нельзя. Но существенные коллизии и пробелы нуждаются в доработке. К примеру, закон предусматривает, что поставщиком государства будет тот, кто предложит наименьшую стоимость, но без учета других условий – качества, сроков поставки и пр. А сами госорганы стремятся продвинуть «своих» на тендер. Порочный круг опять замыкается на коррупции.

Ноябрь 2010 года ознаменовался решением экс-президента Дмитрия Анатольевича Медведева о разработке новой редакции старого закона. Скорее всего, из-за сломанных томографов, а также случаев приобретения дорогостоящего имущества чиновниками.

В 2011 году образовалось две различные точки зрения на одну проблему – ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и МЭРТ (Минэкономразвития) предложили два различных варианта действий. ФАС считает, что нужно подкорректировать закон, как это происходило начиная с 2006 года. МЭРТ решило, что нужно избавиться от закона о госзакупках, поэтому опубликовало новый законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (ФКС).

Две точки зрения столкнулись, были раскритикованы, но при этом никто не приходил к правильным выводам. А значит, они нуждаются в доработке.

По всей России высказано тысяча мнений по поводу этих кардинально отличающихся друг от друга позиций. Юристы, эксперты в области госзаказа, государственные служащие и сами стороны спорят и доказывают, чье мнение правильнее для страны. Но вся соль в том, кому достанется власть.

Предлагаем обсудить отличия системы ФКС и существующего девяносто четвертого закона.

Что предлагает ФАС

Во-первых, централизацию всех функций госзаказа. То есть нужно создать еще одно ведомство, которое будет заправлять проверками и планированием в госзакупках.

Во-вторых, нужно поддержать отечественного производителя, т.е. запретить покупку иномарок и вообще любых товаров «премиум-класса».

В-третьих, предлагается ввести финансовое обеспечение для заказов на сумму от 10 млн. рублей, а также повышать его (обеспечения) размер ни много, ни мало, а в 1,5 раза, если стоимость аукциона падает на 30% и меньше.

В целом, ФАС предлагает исправить конкретные ошибки в уже действующем законодательстве, что благосклонно принимается экспертами.

Что критикует МЭРТ

Главным аргументом МЭРТ и Счетной палаты является размещение около половины заказов вне конкурса. По мнению вышеуказанных органов это непременно является признаком «исчерпания антикоррупционного потенциала»рассматриваемого закона.
А некоторые госзаказы вообще нельзя выполнить – в этом вина самих заказчиков, которые ставят нереальные условия поставщикам.

Кирилл Кабанов (председатель Национального антикоррупционного комитета) подтверждает коррупционность системы госзакупок, существующей сегодня, и поддерживает инициативу МЭРТ о внедрении нового законодательства в этой области. Как и все, он поддерживает прозрачность системы госзакупок, которой на данный момент не существует.
Кстати, он же сказал и о том, что у должностных лиц подчистую отсутствует ответственность в законе. Удивительно! Закон есть, его нужно соблюдать, но за несоблюдение ничего не будет.

Что предлагает  МЭРТ

МЭРТ предложило заменить изжившую себя систему на новую – ФКС (федеральную контрактную систему). Отличие ФКС от нынешней системы – создание сквозного цикла организации госзакупок, делящегося на этапы:
- планирование;
- размещение;
- исполнение;
- прием.
В принципе, данные этапы присутствуют и в нынешней системе, но ФКС предусматривает прозрачность всех этапов, включая планирование.
 


Всего возможно восемь способов размещения государственного заказа. Предквалификацию можно назначить только при электронном аукционе или открытом одноэтапном конкурсе.

ФКС предусматривает размещение всей информации о госзаказах на специальном сайте с помощью контрактных служб, а также общественный контроль над любым этапом закупок. Немало споров вызвала должность контрактного офицера. Каким образованием и опытом работы он должен обладать? Пока неизвестно.

Кроме того, ФКС дает право как заказчику, так и исполнителю (что также является спорным вопросом) изменять и расторгать государственный контракт в одностороннем порядке.
И против демпинга  предусмотрен свой инструмент – отмена тех аукционов, цена на которые опускается ниже изначально установленной хотя бы на 25%.

Что критикует общественность

Юрист Алексей Навальный считает, что необходимо править уже сложившийся закон № 94-ФЗ, так как строить систему заново бессмысленно.

Председатель «Союза поставщиков государственного заказа» Максим Шишкин согласен с Навальным. Единственным недостатком существующей системы он считает отсутствие должного за ней контроля.

Генеральный директор ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Яков Геллер считает, что ФКС не просто разрешает, а даже обязывает менять условия государственного контракта после его заключения. Причем это положение распространяется даже на сумму договора, а закон № 94-ФЗ говорит о том, что цена контракта неизменна.

И все-таки ФКС

На конференции "Проект закона "О федеральной контрактной системе". Реформа госзакупок III" были сделаны выводы о том, что принять новый закон будет весьма сложно – придется переделывать и создавать в корне новые законы и методики. И это такая объемная работа, на которую изначально никто не рассчитывал.

Многие эксперты считают, что создается новая идеология госзакупок. А новое законодательство лишь расширит их количество и ужесточит нормы.

Пока идут доработки, чтения, рассматриваются варианты, МЭРТ уже рассчитало, что продвигаемый им закон о ФКС вступит в силу в 2014 году.


Шумиха вокруг ФКС до боли напоминает события, предшествующие принятию действующего закона № 94-ФЗ – общественностью и экспертами уже выявлены слабые места ФКС и пробелы, коллизии, которые нужно исправить. Но по-видимому их устранение все-таки будет происходить после вступления нового закона в силу.