Электронные торги: настоящее и будущее госзакупок

В последние 5 лет для организации госзакупок наряду с конкурсами стали широко использоваться открытые аукционы на электронных торговых площадках (ЭТП). Взаимодействие покупателей (заказчиков) с продавцами (поставщиками) обеспечивается на этих специальных сайтах через электронные каналы связи. Весь документооборот проходит здесь исключительно в электронном виде. 


Аукционы на право заключения государственного или муниципального контракта проводятся операторами электронных площадок (юридическими лицами или ИП) строго в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов и проведении электронных торгов.

Основным законодательным актом в области регулирования процедуры размещения заказов для государственных нужд и проведения аукционов на ЭТП является Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закон). В него постоянно вносятся изменения с целью совершенствования системы госзакупок.

Правительством Российской Федерации установлен Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые в обязательном порядке осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме (утвержден распоряжением Правительства РФ N 236-р от 27.02.2008). При этом заказчик имеет право разместить на ЭТП заказ и на иные товары, работы, услуги, не включенные в данный Перечень.

А с 1 июля 2010 г. Правительство обязало всех федеральных заказчиков проводить электронные аукционы вместо обычных абсолютно по всем группам товаров и услуг.

С 1 января 2012 года вступил в силу Закон № 223-ФЗ, регулирующий закупки госкорпораций и их дочерних компаний — субъектов естественных монополий ( газо-, электро-, теплоснабжающих организаций) и др. предусмотренных законом субъектов.

Внедрение аукционов при государственных закупках позволило построить универсальную инфраструктуру электронных торговых площадок, разработать виды и механизмы торгов, снять территориальные ограничения при заключении госконтрактов, широко использовать в работе электронную цифровую подпись.

В последнее время в электронный вид переводятся не только закупки, но и продажи. Количество торгов на электронных торговых площадках постоянно растёт. Их услугами уже пользуются такие представители крупного бизнеса, как ОАО «Северсталь», ОАО «Татнефть» и многие другие.

Без ожидания законодательных стимулов ЭТП успешно пользуются и многие частные компании. Всё это лишний раз подтверждает факт их выхода на уровень высокоразвитой технологии, позволяющей быстро, удобно и эффективно провести онлайн-закупки.

Главой 3.1 Закона N 94-ФЗ предусмотрен следующий порядок проведения электронного аукциона:

Потенциальный поставщик регистрируется на электронной торговой площадке, получает электронно-цифровую подпись (ЭЦП), проходит аккредитацию оператором ЭТП (в срок не более 5 дней с даты предоставления документов), получает пароль к своему личному кабинету и доступ к части аукциона, закрытой для не аккредитованных посетителей.

Вся информация об электронной цифровой подписи содержится в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Для использования ЭЦП на нескольких компьютерах компании необходима установка специального программного обеспечения. Документы для загрузки на сайт сканируются и сохраняются в форматах tiff, pdf, jpeg и т.п. (при большом весе документа возможно предоставление сканов страниц с печатями и полной версии документа в формате Word).