Народные художественные промыслы при поддержке государства

Государство осознает важность и необходимость сохранения, возрождения и развития народных промыслов и ремесел. По крайней мере, декларирует это. А чтобы не быть совсем голословным, даже предоставляет господдержку. Общественное мнение давно сформулировало постулат, что получить господдержку без поддержки невозможно. Тем не менее, программа есть, законодательная база прописана, осталось в ней разобраться.


В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрена статья 23, которая предполагает поддержку малых предпринимателей в области ремесленной деятельности. В отдельных субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы государственной поддержки народных художественных промыслов. В большинстве же регионов принят и работает один механизм государственной поддержки организаций народных художественных промыслов – предоставление субсидирований на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 года утверждена Концепция государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года. Подробнее с концепцией можно ознакомиться по ссылке.

Правила отнесения к народным художественным промыслам

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.01.1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", под народными художественными промыслами понимается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и/или декоративного назначения. Важно, чтобы эта деятельность осуществлялась в традиции развития народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и/или механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

К организациям народных художественных промыслов относятся организации любых организационно-правовых форм и форм собственности. Однако важно, чтобы изделия народных художественных промыслов в объеме отгруженных (то есть подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства составляли не менее 50 процентов. Эта информация отслеживается по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год.

Основным видом поддержки, как указывалось выше, является предоставление субсидий.

Чтобы получить финансовую поддержку, необходимо, чтобы организация, была включена в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утверждаемый в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах" (указанного выше). Перечень с вносимыми ежегодными изменениями можно посмотреть по ссылке. Но сначала надо доказать, что выпускаемые Вами изделия являются изделиями народных художественных промыслов.

Порядок подачи документов и прохождение художественной экспертизы

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2001 № 35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» экспертный совет по народным художественным промыслам при Минпроме проводит регистрацию образцов изделий в качестве изделий признанного художественного достоинства.

Общий процесс регистрации образцов изделий условно делится на два этапа.

Первый этап – региональный, в рамках которого предприятию необходимо представить пакет документов на художественную экспертизу местного художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам. Этот совет должен рекомендовать их к регистрации в качестве изделий признанного художественного достоинства. В пакет документов, который необходимо предоставить, входит: заявление предприятия (или индивидуального предпринимателя) на проведение художественной экспертизы, образцы изделий народных художественных промыслов, две цветные фотографии каждого изделия, перечень представленных изделий по форме на бумажном и электронном носителе. А также копии учредительных документов и документов о государственной регистрации и справка об истории предприятия и традициях изготовления художественных изделий художественного промысла.

Второй этап – федеральный, в рамках которого пакет документов из отделения региональной экспертизы направляется в Минпромторг России для прохождения художественной экспертизы федерального экспертного совета по народным художественным промыслам. В этот пакет документов так же входит: перечень образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, представленных для регистрации (в одном экземпляре и на электронном носителе) по специальной форме; две цветные фотографии хорошего качества каждого представленного изделия размером не менее 9x12 сантиметров. Кроме фотографий могут быть приложены образцы представленных изделий. К фотографиям и образцам представленных изделий крепятся ярлыки с указанием наименования изготовителя, комплектности, размеров изделия и материалов, из которых оно изготовлено. Кроме того необходимо предоставить описание технологического процесса изготовления представленных изделий с указанием технологических операций, выполняемых на основе творческого труда мастеров народных художественных промыслов и использования ими метода творческого варьирования. Описание подписывается руководителем предприятия (и заверяется печатью) либо индивидуальным предпринимателем (с указанием реквизитов свидетельства о его государственной регистрации). Также необходима выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и художественно-историческая справка о традициях искусства народного художественного промысла, его художественно-стилевых особенностях и об изготовителе изделий с указанием даты создания (реорганизаций, переименований) и первого года отнесения продукции к изделиям народных художественных промыслов.

На что можно рассчитывать

Ниже описанпорядок предоставления из федерального бюджета Министерством промышленности и торговли Российской Федерации субсидий на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Субсидии предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе по следующим направлениям:

а) на возмещение 50 процентов тарифов на железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации изделий народных художественных промыслов, изготовленных ими и отгруженных в предыдущем месяце;

б) на возмещение не более 90% произведенных расходов за потребленные электрическую энергию и природный газ в предыдущем месяце на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий народных художественных промыслов (без учета налога на добавленную стоимость);

в) на возмещение части затрат на уплату процентов за отчетный период, уплаченных в текущем финансовом году, по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (банках) для закупки сырья, материалов на срок до одного года. Или для закупки технологического оборудования и запасных частей к нему на срок до пяти лет для производства изделий народных художественных промыслов. Субсидии предоставляются в размере двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату получения кредита. В случае, если процентная ставка по кредиту меньше ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату получения кредита, возмещение осуществляется из расчета двух третьих произведенных организацией затрат на уплату процентов по кредиту;

г) на возмещение не более 90% произведенных затрат на организацию работ по продвижению товаров (изделий народных художественных промыслов) на рынок. Сюда включается участие в отечественных и зарубежных фестивалях, выставках и ярмарках (расходы на аренду оборудованных выставочных площадей без учета налога на добавленную стоимость); изготовление рекламной продукции (буклетов, проспектов, плакатов, календарей, видеопродукции без учета налога на добавленную стоимость);

д) на возмещение не более 90% произведенных затрат на проведение работ по получению охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и поддержанию их в силе. То есть расходы на получение патентов на изобретения, промышленные образцы или модели, а также свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания, на право пользования наименованием мест происхождения товаров;

е) на возмещение не более 50% произведенных расходов на потребленное сырье и материалы в предыдущем месяце на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий народных художественных промыслов (без учета налога на добавленную стоимость).

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации периодически переопределяет возмещаемую долю возможных затрат, произведенных по направлениям.

Вы не можете рассчитывать на поддержку, если:

- общая сумма затрат по тарифам на железнодорожные перевозки согласно квитанциям о приеме грузов, датированным предыдущим месяцем, составляет менее 10000 рублей;

- сумма произведенных в предыдущем месяце расходов за электрическую энергию и природный газ, потребленных на собственные промышленно-производственные нужды, составляет менее 30000 рублей;

- несвоевременно уплатили начисленные проценты за пользование кредитом и несвоевременно погасили кредит;

- в отношении организации введена процедура банкротства. После вступления в силу решения арбитражного суда, организации должны уведомить об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение трех рабочих дней.

Организации направляют в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявление и документы. Перечисление субсидий осуществляется ежемесячно в установленном порядке, на расчетные счета организаций, открытых в банках, на основании представленного в орган Федерального казначейства Министерством промышленности и торговли Российской Федерации платежного документа на перечисление субсидий (Приказа Минпромторга РФ от 15.02.2011 N 169).

Перечень документов для получения субсидий


В соответствии с приказами Минпромторга РФ от 30.11.2009 N 1078 и от 15.02.2011 N 169, для получения вышеперечисленных субсидий организациям народных художественных промыслов необходимо предоставить следующие документы:

1) копии форм федерального государственного статистического наблюдения с указанием объемов производства и отгрузки изделий народных художественных промыслов с отметкой органа государственной статистики о принятии представляются вместе с заявлениями на получение субсидий. Кроме того, копии форм N П-1 или N ПМ, которые предоставляются ежемесячно за отчетные периоды текущего года и предыдущего года (вместе с заявлениями за декабрь). А также копии форм N П-НХП-М (для малых предприятий), которые предоставляются ежеквартально за отчетные периоды текущего года и копии форм N 1-предприятие предоставляются за предыдущий год - ежегодно не позднее 15 апреля следующего года;

2) копии форм N 1 и N 2 бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год) с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы (представляются не позднее 15 дней после сдачи);

3) справку о том, что в отношении организаций, претендующих на получение субсидий, не введены процедуры банкротства, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера организации и ее основной печатью (предоставляется одновременно с копиями форм бухгалтерской отчетности в случае, если организация имеет убыток отчетного периода).

Поддержка народных художественных промыслов как части предприятий сельского хозяйства

Государственное регулирование в сфере развития народных промыслов и ремесел не относится к сфере ведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Однако в целях развития сельских территорий государственная поддержка народных промыслов как альтернативного сельскохозяйственному производству вида деятельности имеет немаловажное значение.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрена государственная поддержка личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся развитием несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, в том числе народными промыслами и ремеслами.

В рамках этой программы определены следующие субъекты, занимающиеся народными промыслами и ремеслами:

– граждане, ведущие личные подсобные хозяйства (Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). Закрепляя ведение личного подсобного хозяйства как непредпринимательскую деятельность, Федеральный закон освобождает граждан от необходимости регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Личные подсобные хозяйства не подлежат какой-либо государственной регистрации, однако они подлежат учету, который осуществляется в похозяйственных книгах.

– крестьянские (фермерские) хозяйства – хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

– сельскохозяйственные потребительские кооперативы – сбытовые, снабженческие, перерабатывающие, обслуживающие, заготовительные кооперативы, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Сельскохозяйственный потребительский кооператив – по гражданскому законодательству РФ – вид сельскохозяйственного кооператива, созданного сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Чтобы расширить свои возможности получения государственной поддержки можно обратиться к инструкции по господдержке сельского хозяйства.