Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий производителям и оптовым поставщикам предоставлять своим покупателям отсрочку платежа. Использование факторинга позволяет не просто увеличивать обороты, но и расширять клиентскую базу, выходить на новые рынки и увеличивать рыночную долю.
Факторинг как услуга включает в себя финансирование под уступку дебиторской задолженности, проверку покупателей (риск-менеджмент), контроль над дебиторской задолженностью, возникающей при сделках с отсрочкой платежа и работу с покупателями по улучшению их платежной дисциплины.
Упрощенно в проведении факторинговых операций участвуют три действующих лица: Клиент, Фактор, Дебитор. Схема их сотрудничества выглядит следующим образом:
1. Клиент и Фактор заключают договор факторинга.
2. Фактор оценивает поставщика и дебиторов клиента, задолженность которых планируется к передаче от Клиента - Фактору. Результатом оценки является лимит, установленный на дебиторов и/или клиента.
3. Клиент, Дебитор, Фактор подписывают Уведомление о переуступке прав денежного требования.
4. Клиент отгружает продукцию Дебиторам, одобренным Фактором.
5. Клиент передает комплект отгрузочных документов (счет-фактура, накладная) Фактору.
6. Фактор переводит до 100% от суммы переданной поставки Клиенту на расчетный счет.
7. По истечении отсрочки платежа, при непосредственном участии Фактора в управлении дебиторской задолженностью Клиента, Дебитор расплачивается с Фактором.
8. Фактор переводит оставшиеся денежные средства Клиенту за минусом суммы финансирования
9. В зависимости от Фактора, комиссия за оказанные услуги может вычитаться из оставшихся денежных средств или выставляться отдельным счетом.
10. В случае если Дебитор не оплачивает поставку, Фактор ведет работу с Дебитором по взысканию долга.
Виды факторинга
Факторинговые операции классифицируются по многим параметрам, основные:
· по наличию регресса:
- регрессный факторинг. Фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту.
- безрегрессный факторинг — фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки (правда в рамках выплаченного финансирования клиенту). По сути, это означает полный переход права собственности на право требования клиента к должнику.
· по месту проведения – внутренний (все участники отношений резиденты одной страны) и международный (участники отношений резиденты двух разных стран);
· по наличию финансирования – с финансированием, без финансирования;
· по порядку финансирования – финансирование в момент уступки, финансирование к определенной дате, финансирование в первый день просрочки, финансирование по определенному графику;
· по наличию уведомления дебитора – открытый (с уведомлением дебитора) и закрытый (без уведомления дебитора);
· по наличию денежного требования на момент подписания договора о факторинге- реальный (требование уже возникло) и консенсуальный (требование возникнет в будущем).
· по порядку уплаты комиссии – обычный (комиссию оплачивает Поставщик) , реверсивный (комиссию оплачивает Дебитор).
Какие преимущества дает факторинг
Преимущества факторинга можно разделить на маректинговые и финансовые/управленческие преимущества:
· К маркетинговым бонусам относится возможность привлекать новых клиентов, увеличивать объемы отгрузки, расширять географию поставок и увеличивать ассортиментный ряд.
· К финансовым и управленческим преимуществам относятся возможность заниматься продажами и не тратить время на финансовые вопросы, покрывать кассовые разрывы, контролировать финансовые потоки, улучшать платежную дисциплину покупателей и упорядочивать документооборот внутри компании.
Чем факторинг отличается от кредита и овердрафта
1. С факторингом средства доступнее:
· при факторинге не нужен залог. Нет привязки к оборотам по расчетному счету;
· решение о сотрудничестве принимается быстрее;
· выше лимит финансирования и ограничен только объемом отгрузок.
2. Факторинг позволяет бизнесу расти:
· отсрочка платежа позволяет удерживать старых клиентов и привлекать новых. Банковский кредит многоцелевой и менее сфокусирован на конкретных задачах производителей и оптовых поставщиков;
· полученные средства находятся в обороте и приносят новые продажи. При кредите или овердрафте полученные деньги могут обесцениваться на банковском счете;
· лимит финансирования увеличивается вместе с ростом объемов продаж. Сумма кредита или овердрафта фиксирована;
· клиент платит за привлеченные средства, когда они ему нужны.
3. Факторинг дает больше выбора:
· при факторинге часто можно обслуживаться в удобном банке и нет необходимости переводить средства на расчетный счет в конкретном банке;
· можно пользоваться одновременно и факторингом, и кредитными продуктами банков;
· риск-менеджмент лежит на факториговой компании.
4. Факторинг улучшает баланс компании:
· факторинг позволяет показывать увеличение выручки и прибыли, не уменьшает чистую стоимость компании. Кредит или овердрафт отражается в пассивах и уменьшает чистую стоимость компании;
· комиссия за факторинговое обслуживание полностью относится на себестоимость, тем самым уменьшается налогооблагаемая база.