Виктор Ермаков

"Евро Инфо Корреспондентские Центры выведут малый и средний бизнес России на международную арену"

ОПОРА-КРЕДИТ: Сеть Евро Инфо Корреспондентских Центров начала функционировать в стране с 2007 года. С какой целью она была создана, и какую роль призвана выполнять?

Виктор Ермаков: Основная цель создания Евро Инфо Корреспондентских Центров, в первую очередь, заключается в продвижении продукции малых и средних предприятий как на внешние, так и на межрегиональные рынки. Особое значение эта система имеет для инновационных предприятий. Идея открытия Евро Инфо Корреспондентских Центров в России возникла из простых наблюдений за потребностями предпринимательства: какой вопрос стал наиболее острым для малого и среднего бизнеса, особенно в период кризиса? Это, безусловно, рынки сбыта. Мы решили посмотреть, а как эта проблема решается в мире? Ведь вопрос рынков сбыта стоит не только перед российским предпринимательством. Европа стала решать этот вопрос с 1984 года, когда в рамках Евросоюза в интересах малого и среднего предпринимательства национальные правительства создали специальную сеть и поставили задачу насытить ее экспертами, финансами, чтобы дать возможность бесплатного предоставления услуг малым и средним предприятиям. Система позволяет предпринимателям отслеживать ситуацию на рынках других государств, открывает доступ к базам данных, способствует международному сотрудничеству. Сеть должна способствовать продвижению продукции малого и среднего бизнеса, привлечению инвестиций и выходу предприятий на международные рынки.

Кроме этого, несколько лет назад доступ в сеть стал предоставляться и третьим странам. Страны могут вступать в единую сеть на определенных условиях: они получают доступ к рынкам, базам и механизмам сети, но всю свою деятельность в сети финансируют из собственных бюджетов. На сегодняшний день эта сеть объединяет 27 стран Европы и 23 сторонних страны.


ОПОРА-КРЕДИТ: В том числе и Россию?

Виктор Ермаков: Да. В 2007 году Россия в лице Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса подала заявку на участие в тендере и выиграла. Мы получили право войти в эту сеть через одного оператора, которым было выбрано Российское агентство. Сейчас в сети 50 стран, включая США, Китай, Израиль, Японию. Благодаря эффективной работе регионов, за четыре года Россия вошла в пятерку наиболее эффективных стран. Результаты нашей работы были достаточно убедительными, чтобы Министерство экономического развития Российской Федерации приняло решение включить эту программу в федеральную программу поддержки малого и среднего предпринимательства.

Сегодня это уже национальная сеть, развернувшаяся в 35 регионах. Причем, регионы сами определяют, кого они наделят полномочиями Евро Инфо Корреспондентских Центров. Мы лишь требуем соблюдать несколько условий: чтобы оператор был эффективным игроком на рынке, чтобы имел сертификат по международному стандарту ISO 9000 и чтобы соответствовал требованиям европейской сети. Пока регионы подбирают достойные структуры: это могут быть и бизнес-инкубаторы, и консалтинговые структуры, региональные ТПП или региональные представительства ОПОРЫ РОССИИ.


ОПОРА-КРЕДИТ: Что дает участие в этой сети российским малым и средним предприятиям?

Виктор Ермаков: В первую очередь, это хороший пример, когда Россия, не затратив ни копейки, получила самые современные технологии для продвижения малых и средних (особенно инновационных) предприятий на международные рынки. Мы получили возможность размещать напрямую профили проектов наших малых и средних предприятий во всемирную сеть в течение недели. Только сегодня в Европе на то, чтобы сопроводить наши проекты, работают более трех тысяч экспертов с бюджетом более 3 млрд евро. Если говорить о количественных результатах, то по первому полугодию 2010 года на территорию РФ извне вошло 2,5 тысячи проектов, из РФ вышло – 1,5 тысячи. И уже порядка 900 проектов вышли на подписание, то есть предприниматели уже вышли на оформление соглашений с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, у нас появилась национальная сеть. Глобальная сеть открывает доступ не только на внешние рынки, но и способствует более тесному взаимодействию бизнеса внутри страны. Могу привести такой пример: в кризис в Алтайском крае обанкротилось предприятие по мясопереработке, освободилась доля рынка. Успешно работающее предприятие в Новосибирске, своевременно получившее эту информацию при помощи сети, зашло на этот рынок и заняло освободившуюся нишу.


ОПОРА-КРЕДИТ: Однако, если говорить о международном взаимодействии, извне Россия приняла больше проектов, чем выпустила сама. То есть в нашем рынке заинтересованы больше, чем в нашей продукции?

Виктор Ермаков: В 27 странах Европы, входящих в сеть, насчитывается около 8 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 42 % работают на экспорт. И, действительно, российский рынок вызывает первостепенный интерес европейских экспортеров. Собственно, этот интерес нам только в плюс. Если их предприятия хотят выйти на российский рынок, будьте добры, пустите наши предприятия на свой.

Между тем российская продукция тоже востребована. Наиболее конкурентоспособные предприятия – это, прежде всего, инновационные предприятия, занимающиеся IT, био- и медицинскими технологиями. Наибольший интерес к проектам наших малых и средних предприятий проявляют Германия, Финляндия, Швеция. Очень активно ведет себя Восточная Европа: Чехия, Словакия. А вот США – абсолютно непаханая целина. Крайне активный интерес к нашим проектам проявляет Китай, делает огромное количество очень заманчивых финансовых предложений, ищет различные механизмы, готов давать любые деньги. Но наши малые и средние предприятия категорически не хотят идти на этот рынок, особенно инновационный. Их останавливает абсолютная незащищенность бизнеса: стоит войти на рынок, как через месяц та же самая продукция с тем же названием без одной буквы начинает массово подделываться и тиражироваться. Поэтому наши предприниматели предпочитают работать на европейском рынке - пусть высококонкурентном, но с гарантированной защитой прав.

Существует еще одна большая проблема, мешающая четко отслеживать международные контакты предприятий. По правилам глобальной сети после того, как предприниматели заключили контракт, мы должны получать копию контракта для отчетности. Однако предприниматель предпочитает написать благодарность, а копию так и не предоставить. Оказывается, боятся, что контракт попадет не в те руки. Чаще всего боятся, что приглянувшийся перспективный бизнес отберут чиновники или криминальные структуры заставят заплатить процент.


ОПОРА-КРЕДИТ: Из каких источников финансируется деятельность региональных Евро Инфо Корреспондентских Центров и всей системы в целом?

Виктор Ермаков: Региональные Евро Инфо Корреспондентские Центры финансируются из федерального и регионального бюджетов. Но уникальность ситуации заключается в том, что федеральный координатор – Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса - из этой программы финансироваться не может, поскольку Министерство экономического развития Российской Федерации не имеет права финансировать федеральный проект напрямую. Поэтому мы координируем эту программу по стране за собственные средства, за средства частного капитала.


ОПОРА-КРЕДИТ: Какие перспективы развития у проекта «Евро Инфо Корреспондентский Центр»?

Виктор Ермаков: В этом году еще 22 региона будут подавать заявки на создание Евро Инфо Корреспондентских Центров. Это говорит о том, что мы произвели хороший пример государственно-частного партнерства, получили самые лучшие механизмы продвижения инновационных предприятий. Этот проект на последнем саммите Россия- ЕС был представлен, как ключевой, как наиболее эффективный механизм модернизации российской экономики. Минэконом на этот год определило его, как приоритетный. Это дает нам уверенность в том, что проект будет развиваться.


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева