Игорь Рождественский

"Любые меры поддержки, снижающие порог вхождения в бизнес, хороши: и умные инвесторы, и «легкие» государственные деньги, и снижение бюрократии, и, конечно, инкубаторы"

ОПОРА-КРЕДИТ: Игорь, на каких принципах был основан бизнес-инкубатор? Как разрабатывалась методология работы с проектами?

Игорь Рождественский: Бизнес-инкубатор «Ингрия» был основан в 2008 году как пилотный проект Технопарка «Ингрия», который, как известно, создается в рамках федеральной программы развития технопарков в сфере высоких технологий. Сегодня он располагается на двух площадках. Одним из итогов трех лет работы инкубатора стали итоги рейтинга журнала Forbes в прошлом году, где мы вошли в первую пятерку лучших бизнес-инкубаторов России.

Основной наш принцип довольно прост – это предоставление лучшего сервиса для инновационных проектов в регионе. Мы постоянно совершенствуем методики работы с проектами. От интуитивного коучинга, в котором мы не только учили проекты развивать бизнес, но и сами учились у них, переходим к более «промышленному» подходу – естественно, без снижения качества. Например, сейчас мы разрабатываем систему тренингов для начинающих инновационных предпринимателей, и рабочие тетради к тренингам устроены таким образом, что проект в процессе освоения учебного материала «строит» необходимые проектные документы – презентацию перед инвестором, продуктовую стратегию, бизнес-модель и др.

В этом году активно развивалась работа с университетами-партнерами в рамках программы «Ингрия-университетам» (I2U). Как нам кажется, мы нашли очень удачный формат, который интересен и нам, и университетам-партнерам. К нам приходили на практику студенты, и в рамках учебной работы консультировали проекты наших резидентов по своим областям компетенций.

Если говорить о моделях, которые мы используем, то это, например, калифорнийский Plug-and-Play, израильские и финские инкубаторы. Сложность нашей задачи – сочетание ускоренного развития наиболее сильных проектов при общем высоком уровне для всех проектов, а их у нас уже более 60. Поэтому нам приходится сочетать некоторые черты разных моделей.


ОПОРА-КРЕДИТ: В какой момент, и по какой причине появилась потребность в организации инкубатора? Каковы его функции?

Игорь Рождественский: Когда в стране возникла тема инноваций, первыми появились конкурсы инновационных проектов. Их было мало, меньше десяти на всю страну. Еще до «Ингрии», но частично той же командой, мы проводили инновационные конкурсы БИТ-СПб и ВИМБИ в Санкт-Петербургском государственном университете. Было очень интересно и здорово, но после третьего-четвертого конкурса появилось ощущение чего-то недоделанного: конкурс прошел, а дальше что? Дальше этими проектами никто собственно не занимался. И в этот момент пересеклись траектории тех, кто двигал эти конкурсы с проектом технопарка «Ингрия». В итоге был положен сильнейший и позитивный, но несколько сумбурный энтузиазм ребят на ноты первых бизнес-процессов инкубатора, который стал частью проекта технопарка. Наш нынешний успех – в большой мере следствие именно такого «старта». Кстати, в организации конкурса БИТ-Северо-Запад мы принимаем самое активное участие и сейчас.

Функции бизнес-инкубатора – в оказании услуг проектам, в помощи развитию их бизнеса. Описывать эти функции можно долго - это тренинги, консультации, мероприятия, доступ к информационным ресурсам и партнерской сети. Очень важным аспектом является синергия персональных сетей сотрудников Ингрии, которая позволяет для каждого проекта найти интересный контакт или вектор развития.


ОПОРА-КРЕДИТ: Часто ли к вам приходят новые проекты? Многим ли приходится отказывать, и почему?

Игорь Рождественский: Поток проектов достаточно велик. Весной их приходило не менее десяти в месяц, сейчас некоторое затишье – лето. Осенью будет новый «всплеск», связанный, например, с конкурсом Web Ready, который также родился в «Ингрии» два года назад и сегодня стал крупнейшим конкурсом интернет- и IТ-проектов в России. Вообще, мы участвуем во всех основных конкурсах инновационных проектов, и конкурсный период всегда сопровождается «всплеском» заявок.

IT-проектов среди наших резидентов около 80%. Это связано с тем, что, во-первых, Технопарк «Ингрия» позиционируется в основном как парк высоких технологий. Во-вторых, у IT-проектов существенно более короткие циклы развития и более низкий порог «вхождения» в бизнес. Поэтому их вообще больше. Кроме того, IT-проект можно сделать «на коленке», а за «железным» проектом обычно стоит серьезная инфраструктура – НИИ, КБ, университеты - со своими особенностями и своей инерцией. Да и вообще IT-стартаперы в основном – молодые и активные ребята, а не инженеры и профессоры со стажем и не всегда «стартаперским» менталитетом.

Однако хочу заметить, что ситуация меняется, и приходят молодежные команды с «железными» проектами, например, проект «Экзоман» силового экзоскелета, развиваемый межвузовской командой студентов. Интерес к несофтверным проектам растет, и, мне кажется, и в сообществе инвесторов скоро произойдет разворот интереса в сторону таких проектов.

Естественно, каким-то проектам приходится отказывать. Некоторым – по формальным причинам, мы можем «обслуживать» только малый бизнес Санкт-Петербурга. Не берем и проекты, занимающиеся оптовой и розничной продажей безо всякой инновационности. Не работаем с подакцизными видами деятельности.

Пару лет назад на весь город была горстка проектов, теперь поток существенно увеличился, а с ним – и наш отсев, так как наша проектная «емкость» все же ограничена. Но мы стараемся сделать наш отказ прозрачным и понятным, поскольку входная экспертиза проектов в достаточной мере формализована.


ОПОРА-КРЕДИТ: Как происходит работа с резидентами?

Игорь Рождественский: Прежде всего, резиденту ставится «диагноз». Чаще всего проекты приходят за помощью в привлечении инвестиций, причем уже после нескольких неудачных собственных попыток. В процессе «установочной встречи» выясняется, что есть причины, по которым инвесторы до сих пор не пришли в проект. Например, если при объеме запрашиваемых инвестиций в 20 млн долл. объем мирового рынка составляет 100 млн, то это никому не интересно. Или есть только российский патент. Или в команде одни технари, причем они даже не понимают, что такое маркетинг. Или – самое простое и сложное – в проекте никто не умеет разговаривать с инвестором. Именно такие проблемы мы помогаем решить нашим резидентам.


ОПОРА-КРЕДИТ: По какому принципу осуществляется сотрудничество с инвесторами и инвестфондами?

Игорь Рождественский: Сотрудничество с фондами для нас – одна из ключевых задач, поскольку привлеченные в проекты инвестиции являются одним из показателей успеха нашей деятельности. Форм сотрудничества много. Это и оформленные соглашениями партнерства (например, с посевным фондом РВК), и организуемые нами на регулярной основе встречи с фондами и частными инвесторами, и использование неформальных связей типа «я знаю парня, который работает в фонде, покажу-ка я ему этот проект…». Последний механизм оказывается достаточно эффективным в случае частных фондов и инвесторов, особенно небольших, так как процедуры принятия решений в них, мягко говоря, не всегда соответствуют описанным в книгах. Как в работе с проектами в общем, так и в привлечении инвестиций в частности, личное общение играет весьма значительную, а иногда – определяющую роль, которую не всегда можно формально описать на языке бизнес-процессов.


ОПОРА-КРЕДИТ: В прошлом году обсуждалась возможность создания “Фонда предпосевных инвестиций”. На каком этапе находится его подготовка?

Игорь Рождественский: Фонд есть и должен был заработать весной, но произошла задержка по чисто юридическим причинам. Планируется, что осенью он будет запущен. Это – городской фонд, Технопарк к нему формально отношения не имеет, хотя именно нашими сотрудниками была проделана большая концептуальная и организационная работа, которая в итоге и привела к созданию фонда.


ОПОРА-КРЕДИТ: Есть ли у вас менторские программы? Насколько они, по-Вашему, результативны?

Игорь Рождественский: Пока нет, но мы планируем в ближайшем будущем это направление развивать. Мы, кажется, поняли, как решить основную задачу – обеспечить потоку проектов поток потенциальных менторов. Это можно делать через наши партнерства с вузами, во многих из которых есть программы Executive MBA для «взрослых» и состоявшихся людей. Именно здесь, на мой взгляд, и можно искать менторов в «промышленных» количествах. Конкретные механизмы, естественно, нуждаются в разработке. Что касается результативности, то зарубежный опыт ее оценивает весьма высоко. Не думаю, что российская стартап-среда слишком уникальна, чтобы здесь были какие-то отличия.


ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы оцениваете уровень развития стартап-среды в России? В какой мере, по-вашему, в этом процессе должно быть задействовано государство?

Игорь Рождественский: Уровень среды невозможно оценить «в среднем по больнице». Если говорить об IT – вполне приличный уровень, о чем свидетельствует целый ряд стартапов, добившихся успехов в недавнее время. В других отраслях – существенно хуже. Это объясняется тем, что IT-индустрия принципиально глобальна, для нее не существует российских или калифорнийских стартапов. В других же областях – и невостребованность инноваций российской промышленностью, и, мягко скажем, странное отношение к продаже технологий или компаний зарубежным стратегическим партнерам или инвесторам, и неодобрение вывода производства за рубеж, где существенно ниже издержки. Что касается государства, то тут ощущение двойственное. С одной стороны, множество полезных и интересных программ, которые действительно помогают стартапам. С другой – иногда необоснованные контроль и множество барьеров.


ОПОРА-КРЕДИТ: Каковы планы бизнес-инкубатора на ближайший год?

Игорь Рождественский: Большие мероприятия – это участие в IV Петербургском международном инновационном форуме, который состоится с 28 по 30 сентября, а также финал Web Ready, запланированный на декабрь. На форуме «Ингрия» будет участвовать в экспозиции и представлять разработки резидентов, а также организовывать конгрессные и другие дискуссионные мероприятия. Что касается Web Ready, то мы ожидаем, как в прошлые годы, порядка 500 проектов со всей страны и из-за рубежа. Кстати, участие в мероприятиях финала подтвердил Илья Сегалович, сооснователь, директор по технологиям и разра­ботке компании «Яндекс». До конца года мы планируем увеличить количество резидентов инкубатора до 80 компаний. Сейчас занимаемся изменением пакетов услуг для резидентов.


Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина